Киностудия ПС
 
студия документальных фильмов
Петра Солдатенкова
Заявки
главная
новости
о студии
работы
услуги
статьи
партнеры
заявки
мастерская
контакты
© "Киностудия "ПС",
2001-.
Петр Солдатенков.
Дизайн сайта —
Михаил Петров

"Неизвестный ленд-лиз"

Заявка на документальный фильм.

В истории Второй Мировой войны остается тема, практически так никогда и не рассказанная объективно - это тема помощи, которую получил СССР от союзников "взаймы или в аренду". Более того, до сего дня существуют разногласия по оплате некоторых ленд-лизовских поставок, и это немалая сумма. Не говоря уже о том, "кто выиграл войну с Гитлером?" - есть немало поводов для спора. Но неизмеримо больше причин для того, чтобы увидеть в истории совместных действий разных стран с различными побуждениями, Волю Истории, которая справедливее сиюминутных оценок.


В разные годы войны роль ленд-лиза менялась. Особенно весомой она была в 1944 году, и хотя многие поставки были сравнительно невелики по отношению к собственному производству, они помогли преодолеть СССР определённые трудности.
Посланник президента США Гарри Гопкинс, многократно встречавшийся со Сталиным, подчёркивал в беседе с ним 27 мая 1945 года, что США "…никогда не считали, что помощь по ленд-лизу является главным фактором в советской победе над Гитлером на Восточном фронте. Она была достигнута героизмом и кровью русской армии".
Но, коль скоро, эта помощь была - все эти грузы не свалились с неба на причалы наших портов. Тысячи и тысячи людей многих национальностей должны были доставить эту технику в СССР, преодолев нечеловеческие условия ревущих морей и знойных пустынь. Часто - ценой собственной жизни.

Уже в полдень 22 июня 1941 года британское правительство предложило нам помощь. Четыре дня спустя в Москву прибывают британские военная и экономическая миссии, положив начало активному сотрудничеству.
Реакция США была не столь однозначна.
Однако в конце концов союзники сошлись во мнении - "русский фронт" сейчас главный. Посетив Москву, Гопкинс телеграфировал в конце июля Рузвельту:
"Я очень уверен в отношении этого фронта... Здесь безграничная решимость победить". В тот же день американский президент потребовал от кабинета скорейшего выполнения советских заказов.

Одним из путей грузов, поступавших по "ленд-лизу", были Полярные моря. Им следовали Арктические Союзные Конвои. Короткий, но опасный маршрут, где порой до четверти всех грузов оказывалось на дне океана.
Но путь северных конвоев был не единственным способом доставки ленд-лизовских грузов. Добрая половина их прошла через Тихий океан. Там суда шли поодиночке - "капельным методом".
В этой эпопее - все военные годы - участвовало около 300 судов Дальневосточного морского пароходства и Дальстроя НКВД. В одном лишь Владивостокском порту было обработано вдвое больше грузов, чем в Архангельске и Мурманске вместе.
Самым большим недостатком тихоокеанского маршрута была его удалённость от фронта…

Существовал и южный путь - через Иран. Он был не только ближе, но и удобнее по благоприятным условиям для транспортных потоков, да и проходил рядом с нефтепромыслами. Препятствием могло стать лишь пронацистское правительство Ирана. И вот 25 августа 1941 года, подкрепив свои намерения бомбардировкой Тегерана, СССР и Великобритания ввели на территорию Ирана свои войска. С этого момента закипела работа по созданию необходимой инфраструктуры - портов, терминалов, нефтепроводов, заводов по сборке военной техники, шоссе и железных дорог, соединивших Персидский залив с Каспийским побережьем. Четверть всех союзнических поставок "русскому фронту" проследовало этим путём, кроме всего прочего обеспечив иранцев в трудные военные годы реальной работой…
Провожали "оккупантов" со слезами, устилая цветами новые дороги из асфальта…

Отдельного рассказа достойны трассы перегона самолетов: из Африки в СССР и, конечно, легендарный АЛСИБ - из Аляски в Сибирь, куда советские летчики пилотировали тысячи американских самолетов.

…До середины 90-х годов все материалы об этих операциях носили гриф секретности!
До сих пор остаётся множество загадок и "тёмных мест" в истории ленд-лиза - например, как и кем планировались поставки таких различных грузов, как продукты, резина, химикаты, самолеты и автомобили? Производство, погрузка и доставка - да так, чтобы в советском порту сразу пустить в дело? И кто этим занимался там, за границей?
Цепи поставок брали свое начало не в Исландии и не в портах США и Канады, где конвои формировались. Знаменитая тушёнка начинала свой путь на пастбищах Аргентины, из Чили шли нитраты, которые потом превращались во взрывчатку, а из Малайи, несмотря на японскую оккупацию, всю войну поступал каучук, становившийся в США автопокрышками. Порты Бразилии, экзотический Тринидад, Чарльстон, Вальпараисо, гигантский Нью-Йорк и множество других портов - больших и маленьких, секретных и не очень - работали на ленд-лиз.
Кстати, опасаясь саботажа со стороны американских докеров итальянского происхождения, разведка ВМС США провела предупредительную операцию, вступив в сделку с мафией. Делегация доверенных лиц флотской разведки посетили одну из нью-йоркских тюрем, где отбывал пожизненное заключение Лаки Лучано, босс "Коза ностра".
В обмен на гарантию освобождения, Счастливчик пообещал исключить забастовки и саботаж вплоть до победы. Обе стороны сдержали свои обещания: погрузка судов под формирующиеся конвои была застрахована от многих неприятностей, а Счастливчик Лучано счастливо отбыл доживать свой век в освобождённую от фашизма Италию.

По поводу знаменитой тушёнки, прозванной у нас "вторым фронтом"… Американская пищевая промышленность освоила производство консервированной в сале и желе свинины по русскому рецепту, а само слово "тушёнка" писалось латинскими буквами.
Кстати уж о гастрономической теме… Профессор истории Канзасского университета Уилсон в статье под названием "США: Левиафан", пишет:
"Американская экономика не имела себе равных в мире, разорённом войной. Во время войны значительно увеличилось потребление на душу гражданского населения молочных продуктов (за исключением сливочного масла), мяса, птицы, овощей, бобовых и зерновых культур…
Распространение переедания было одним из признаков заметного повышения жизненного уровня. Средние еженедельные заработки, с учётом многих часов сверхурочной работы, возросли на 70%".

Интервью с участниками и непосредственными свидетелями колоссального, не имевшего себе равных в мировой истории, военно-экономического предприятия, которым был ленд-лиз, и никогда не публиковавшиеся кадры отечественной кинохроники (в том числе хроника оккупации Ирана, строительство и эксплуатация инфраструктуры по переброске грузов в СССР от новых портов в Персидском заливе, работы грузчиков-зека в портах Дальнего Востока, русские моряки в английских портовых городах во время приёмки кораблей и т.п.) - на наш взгляд - в полной мере соответствуют заявленным в названии намерениям рассказать о Неизвестном Ленд-Лизе.