Киностудия ПС
 
студия документальных фильмов
Петра Солдатенкова
Работы / Док. фильмы
главная
новости
о студии
работы
услуги
статьи
партнеры
заявки
мастерская
контакты
© "Киностудия "ПС",
2001-.
Петр Солдатенков.
Дизайн сайта —
Михаил Петров

"Мой Отец Сергий"

киностудия: "Киностудия ПС", Санкт-Петербург - Москва, 2004 г.
жанр: документальный видеофильм, киноповесть в трёх главах.
длительность: 80 мин.

Фильм - дипломант Всероссийского кинофестиваля «Золотой витязь» (Иркутск, 2004г.), Международного кинофестиваля «Послание к человеку» (Санкт-Петербург, 2004г.), призёр кинофестиваля Православных фильмов «Радонеж» (Москва, 2004г.).

С Сергеем Колчеевым я познакомился в 1976 году, когда впервые пришёл в дом своего педагога - Юрия Владимировича Колчеева. Он работал на «Мосфильме», а параллельно вёл во ВГИКе курс так называемого «актёрского мастерства» - преподавал азы работы режиссёра с актёром и неактёром на съёмочной площадке.
Сергей тогда был студентом факультета журналистики Московского государственного университета, причём, подающим большие надежды. Например, практику он проходил в Агентстве Печати Новости. А внешне – это был худощавый блондин с задумчивыми глазами и безукоризненными манерами. В отличие от наших вгиковских, буйных, с элементами творческого помешательства. Помнится, мы что-то праздновали, воспользовавшись приглашением Юрия Владимировича. Тогда-то и скользнул впервые по периферии сознания будущий отец Сергий.
Как-то так получилось, что в семье Колчеевых я стал своим – и особенно, когда уже закончились формальные отношения «учителя – ученика». Я был невольным свидетелем домашней драмы, когда Сергей покинул МГУ, буквально перед защитой диплома добровольно и осознанно отказавшись от карьеры журналиста-международника.. Это был своего рода негромкий личный протест честного человека, не желавшего участвовать во всеобщем вранье. Сергей ушёл в армию, потом женился, снял квартиру и стал писать картины – пейзажи русской глубинки с непременными силуэтами заброшенных церквей. А после поступил во ВГИК, где получил диплом художника-постановщика. И вдруг – уход в священники! Да ещё в Богом забытые, как говорится, места – в Вологодский край!
Как ни странно, но у меня этот факт не вызвал особого изумления, а даже показался закономерным, характерным для Сергея. И поведением, и поступками и мыслями своими он уже был к этому предрасположен. А потом встречи стали крайне редки – став батюшкой, отец Сергий вырывался из Никольска, где служил, практически только лишь во время своего ежегодного отпуска. Но мне запомнились его первые впечатления об этом северном крае и о своеобразных людях, там живущих. И желание снять фильм об отце Сергии там, на месте его служения, появилось давно. У меня даже сохранилась рабочая запись – три новеллы о сельских священниках, объёдинённых в фильме с несколько вызывающим названием «Русский поп». Но, как и многое другое, это оставалось лишь в планах…
А за несколько месяцев до смерти отца Сергия, в октябре 2002 года, мы встретились в Москве. Я, конечно, ничего не знал ни о его болезни, ни о тех проблемах, которые сжигали его, но что-то заставило меня вдруг покаянно воскликнуть: «А ведь возьму вот и приеду, наконец, в Никольск! Весной приеду, с камерой!..» - на что отец Сергий, как-то очень посерьёзнев лицом, сказал: «А что ждать весны? Приезжай сейчас! И снимай, а?..» Но «сейчас» было невозможно, держали незавершённые дела… А зимой я узнал горькую правду – отец Сергий умирал в Москве, в квартире родителей… Я был на Кольском полуострове, а когда вернулся и позвонил – отец Сергий уже был похоронен.
Когда Юрий Владимирович Колчеев предложил мне начать съёмки фильма об отце Сергии, я не колебался ни секунды, потому что считал своим долгом делать такую работу. Потом уже, в процессе, постепенно выкристаллизовывались идея и форма фильма, а сначала было лишь желание начать и горькая уверенность, что такой фильм необходим. А горькая – потому что запоздалая. Я уже не раз сталкивался с тем, что смерть человека – героя фильма – отрезает пути компромиссных оправданий в бездеятельности и выталкивает тебя к работе. Хочешь – не хочешь, а уже нечего ждать, ничего нельзя к жизни этого человека добавить, и надо делать глубокий вдох… А потом, соответственно, и выдох. Так и в этот раз – фильм начался, фильм должен быть закончен.
Очень помогло нам в работе то, что отец Сергий оставил после себя массу видеозаписей, которым он придавал огромное значение – не в связи с собственной фигурой, а в силу той деятельности миссионерской, которой он занимался. И, видимо, это – вместе с фотографией – давало ещё и выход его художнической энергии. Таким образом, он как бы завещал нам изображение мира, в котором жил и действовал. Открылись и его дневники многолетние, о которых никто ничего не знал – а в дневниках его мысли, душевный свет… Те глубокие размышления, которые он оставил, сделали бы честь любому богослову – и они требуют, на мой взгляд, какой-то публикации отдельной.
Форма фильма - монолог отца, рассказывающего о своём сыне, ставшем ему духовным отцом – оказалась не только органичной, но и характерной для нашего времени. Возрождение Веры идёт очень непростым путём, и отец Сергий в этом смысле становится фигурой знаковой. Он из числа тех «русских мальчиков», которые взяли на себя нелёгкую миссию воссоздания когда-то существовавшей общественной группы, сословия священников, практически истреблённого воинствующим большевизмом. И они, нынешние русские священники - плоть от плоти нашей странной жизни, со всеми её духовными и физическими недугами. А путь исцеления лишь один – подвиг. Потому фильм и посвящён приходским батюшкам – несмотря на то, что мы рассказываем только об одной, индивидуальной, казалось бы, судьбе.

10.01.2006 г.
Пётр Солдатенков.

Ссылки по фильму:
обсудить на форуме

Кадры из кинофильма: