Зеленоград, конференц-зал завода «Микрон», 23.04.1978
В прошлый раз мы рассказывали вам о том, как театр на Таганке отмечал свой юбилей, десятилетие, 23 апреля 1974 года.
Запись, которую вы только что слышали, сделана тоже 23 апреля, только 1978-го. Но это не праздник Таганки. В этот день Владимир Высоцкий выступал в Зеленограде. Концерт, каких были сотни. Но это выступление стало знаменитым. Потому что от него сохранился не только звук, но и документальные кадры. Кадры, сделанные студентом второго курса ВГИКа Петром Солдатенковым и его товарищами.
Концерт в Д/К завода «Микрон». Зеленоград, 23 апреля 1978 года. Фото Сергея Астахова
Кадры киносъемки Петра Солдатенкова в Д/К завода «Микрон». Зеленоград, 23 апреля 1978 года
Петру Солдатенкову удалось снять живого Высоцкого всего четыре раза, но фактически каждая съемка получились и уникальной, и исторической.
Кадры съемки Петра Солдатенкова интервью Владимира Высоцкого в конференц-зале д/к завода «Микрон» в г. Зеленограде, 23.04.1978 года
Солдатенков – единственный советский оператор, который снимал похороны Высоцкого.
Именно он снял в самый последний раз Владимира Семеновича и на сцене Таганки, его последний выход в «Гамлете» за неделю до смерти. А в 78-м, в нескольких кинокадрах, он запечатлел его на сцене Д/К «Шарикоподшипник» в Москве, где годы спустя разыгралась трагедия «Норд-Оста».
Москва, 1978 год, ДК завода «Шарикоподшипник» (фрагменты д/ф «Постскриптум», реж. П.Солдатенков, 1991 год)
Концерт в Д/К завода «Микрон». Зеленоград, 23 апреля 1978 года. Фото Сергея Астахова
А первым был зеленоградский концерт в зале завода «Микрон».
Кадры киносъемки Петра Солдатенкова в Д/К завода «Микрон». Зеленоград, 23 апреля 1978 года
Причем снять удалось не только выступление, но даже записать интервью.
Концерт в Д/К завода «Микрон». Зеленоград, 23 апреля 1978 года. Фото Валерия Филякова
Кадры съемки Петра Солдатенкова интервью Владимира Высоцкого в конференц-зале д/к завода «Микрон» в г. Зеленограде, 23.04.1978 года
А вопросы Высоцкому задавал корреспондент заводской многотиражки Вадим Брук, среди прочего спросивший, кем бы мог стать Владимир Семенович, если бы не стал артистом и певцом: слушать
Концерт в Д/К завода «Микрон». Зеленоград, 23 апреля 1978 года. Фото Сергея Астахова
Зеленоград, конференц-зал завода «Микрон», 23.04.1978
Кадры съемки Петра Солдатенкова интервью Владимира Высоцкого в конференц-зале д/к завода «Микрон» в г. Зеленограде, 23.04.1978 года
Мне кажется, что именно эти слова Высоцкого сильно недооценивают сегодня, когда мы живем в эпоху всеобщего непрофессионализма и подавления любого творчества.
Кадры киносъемки Петра Солдатенкова в Д/К завода «Микрон». Зеленоград, 23 апреля 1978 года
Вспомнили в том интервью и знаменитую песню про «Иноходца»: слушать
Зеленоград, конференц-зал завода «Микрон», 23.04.1978
Концерт в Д/К завода «Микрон». Зеленоград, 23 апреля 1978 года (крайний слева – Петр Солдатенков). Фото Сергея Астахова
Петр Солдатенков познакомился с Высоцким осенью 1977, как раз перейдя на второй курс.
Он набрался смелости и даже наглости подойти к Владимиру Семеновичу с просьбой разрешить его снимать. И Высоцкий, что удивительно, возражать не стал. Так началась их дружба. И так появились эти кадры.
Зеленоград, конференц-зал завода «Микрон», 23.04.1978
Но, по словам самого Солдатенкова, Высоцкий до какого-то момента относился к этим съемкам скорее снисходительно.
А однажды даже вскипел. Мол, что ты меня снимаешь, все равно же ничего тебе сделать не дадут.
И действительно – не давали.
Учась во ВГИКе, Солдатенков постоянно делал заявки на учебные фильмы – неизменно с участием Высоцкого. Проблемный фильм, фильм-портрет. Но всякий раз получал отказ: слушать
Санкт-Петербург, интервью с Петром Солдатенковым (Творческое объединение «Ракурс», июнь 2010 года)
Владимир Высоцкий и Петр Солдатенков у служебного входа Театра на Таганке. Москва, лето 1980 года. Кадры съемки телекомпании NHК, Япония
Отношение Высоцкого к работе Солдатенкова, однако, круто изменилось в последние месяцы его жизни.
Он был не просто готов к сотрудничеству – он жаждал его. Они сели и составили подробный план. Должны были снять сеанс связи с космонавтами на орбите, встречу со сборной по хоккею – причем в непринужденной обстановке, в баньке. Снять, как будут снимать самого Высоцкого в Останкино. Много чего еще было в этом плане. И конечно – съемки «Гамлета».
Владимир Высоцкий и Пётр Солдатенков (Москва, лето 1980 года, съёмка ТВ Японии)
И Солдатенков снял Гамлета.
Самого последнего. 18 июля 1980-го. Но увы – всего две минуты и без звука. Всё в тот день совпало неудачно. Дефицитной пленки было только 60 метров, а снимать нужно срочно. И они поехали на Таганку с другом, Сергеем Мирошниченко. И сняли, что смогли, воюя попутно в люке у сцены с нетрезвым техником, который никак не мог попасть штепселем в розетку. И одна сцена за кулисами сохранилась лишь в памяти Сергея и Петра, оставшись за кадром: слушать
Санкт-Петербург, интервью с Петром Солдатенковым (Творческое объединение «Ракурс», июнь 2010 года)
А в те две минуты, которые друзья все же сумели снять, вошли ярчайшие сцены Гамлета – с бокалом и кинжалом, овация зала и изможденный Высоцкий, выходящий на свой последний поклон.
Больше снять его живым не удалось уже никому.
Москва, 18 июля 1980 года. Последний «Гамлет»… (фрагменты д/ф «Постскриптум», реж. П.Солдатенков, 1991 год)
Никто из советских операторов не снимал и прощание с Владимиром Высоцким в день похорон – кроме Петра Солдатенкова.
Который вспоминает тот день как одно огромное потрясение: слушать
Фрагмент д/ф «Уйду я в это лето…» (реж. А.Ковановский, И.Рахманов, 2010 год)
И в его объектив попали тысячи и тысячи людей, пришедших проститься с Владимиром Семеновичем.
И множество милиционеров в парадной олимпийской форме. Петр Яковлевич вспоминает, какой дух витал в воздухе в тот момент: слушать
Фрагмент д/ф «Уйду я в это лето…» (реж. А.Ковановский, И.Рахманов, 2010 год)
Петр Солдатенков успел вскочить буквально в последний автобус от театра, стоя на задней площадке с Леонидом Филатовым и приехал на кладбище, где снял последние минуты прощания.
Фрагмент д/ф «Я не люблю» (реж. П.Солдатенков, 1988 год)
А после этого Солдатенкову пришлось спасать свою пленку, потому что его обступили те самые милиционеры в парадной форме со словами, что теперь-то его уже никто не защитит: слушать
Санкт-Петербург, интервью с Петром Солдатенковым (Творческое объединение «Ракурс», июнь 2010 года)
Так были спасены уникальные кадры 28 июля 1980 года.
А 2 сентября 1980-го именно Петр Солдатенков будет снимать поминки на сорок дней. Именно он потом не раз снимал Марину Влади и именно с ним она будет особенно откровенна.
Марина Влади и Петр Солдатенков, 1989 год
И именно Петр Солдатенков в 1988 году сделает первый настоящий полнометражный документальный фильм о Высоцком – «Я не люблю», а через три года – великолепный трехчасовой «Постскриптум».
И всякий раз это были не просто фильмы о Высоцком.
Не просто уникальные съемки, ценные уже сами по себе. В этих фильмах и этих кадрах всегда был дух времени, в которое мы не сможем вернуться, но в которое так хотелось бы хоть на мгновение попасть. И это всегда именно живой Высоцкий, который остается живым, сколько бы лет не прошло.
Черновой автограф песни «О фатальных датах и цифрах»
Зеленоград, конференц-зал завода «Микрон», 23.04.1978
Я благодарю за участие в подготовке это программы Игоря Рахманова, Олега Васина, Александра Петракова, Валерия Басина, Сергея Алексеева и Александра Ковановского.
И, конечно, Петра Солдатенкова, которому 27 апреля исполнилось 65 лет. Мы от души поздравляем Петра Яковлевича с юбилеем, ждем его новых работ, а желаем ему того, что всегда желал своим друзьям Владимир Высоцкий – Добра!
Петр Солдатенков
Зеленоград, конференц-зал завода «Микрон», 23.04.1978
…Будучи еще просто студентом, Солдатенков задал Высоцкому один вопрос.
И получил ответ, ставший для него с тех пор девизом в творчестве и в жизни: слушать
Санкт-Петербург, интервью с Петром Солдатенковым (Творческое объединение «Ракурс», июнь 2010 года)
При подготовке программы использованы:
– документальные съёмки из архивов Петра Солдатенкова и Творческого объединения «Ракурс»;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Петра Солдатенкова и Творческого объединения «Ракурс»;
– копии рукописей В.С. Высоцкого из сборника «Архивы рассказывают» (составители Ю.Гуров, С.Дёмин, Б.Черторицкий. Новосибирск, Издательский дом «Вертикаль»).
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных.