Киностудия ПС
 
студия документальных фильмов
Петра Солдатенкова
Заявки
главная
новости
о студии
работы
услуги
статьи
партнеры
заявки
мастерская
контакты
© "Киностудия "ПС",
2001-.
Петр Солдатенков.
Дизайн сайта —
Михаил Петров

"Жил один мужик"

документальный фильм-портрет по книге Народного артиста России И.И. Краско.

Несколько фотографий разных лиц сменяют одна другую: простолюдин, боярин, чиновник, генерал с ромбами в петлицах, монах, царь.. И всё же ясно, что на экране одно и то же лицо. Одни и те же глаза.
Крупно в кадре глаза. Они живут, говорят - хотя и не видно губ:
- Дидро в "Парадоксе об актёре" делает вывод, что артист собственного характера не имеет - на сцене перевоплощается в персонажа, заданного автором. С одной стороны, может быть и так. А с другой стороны - роль, капитально освоенная, для артиста бесследно не проходит. Потому артист - человек особенный. Характер его обретает всё новые грани, и может стать всеобъемлющим. Опытный мастер из своей душевной кладовой достаёт то, что ему необходимо для новой роли. Вот такое моё мнение, мсье Дени... - камера отъезжает, и в отражении зеркала актёрской гримёрки мы видим нашего героя.


Иван Иванович Краско - народный артист России.
Горят в руках венчальные свечи. Священник совершает торжественный обряд. Поёт хор. Венчается "раб Божий Иоанн и раба Божия Наталия". Приходит сразу же на ум картина русского художника девятнадцатого века - "Неравный брак"... Разница в возрасте новобрачных - без малого полвека, но лица их светятся счастьем, в отличие от сюжета передвижника Пукирева.
Родина нашего героя недалеко от "северной столицы" - в девяти километрах от развилки Выборгского и Приозерского шоссе - деревня Вартемяки...
Сцена из спектакля "Утоли моя печали..." в Санкт-Петербургском театре имени В.Ф.Комиссаржевской:
Санин - Краско: - "Чти отца своего!.." Если уважают - даже не по имени, просто по отчеству: Петрович, Михалыч! потому что отчество происходит от отечества. Русские - это характер! Они добрые, отзывчивые, доверчивые. Вон у них Крым оттяпали, а теперь ещё Сахалин на очереди... А эти - "новые" - какие они русские!
Александровский парк в Петербурге. Вторая суббота апреля.
Сценка из разряда "завтрак на траве" - с водочкой, закусочкой...
Правда, участники - десятка три мужчин в преклонном возрасте - вполне приличного вида.
Здесь, у памятника экипажу миноносца "Стерегущего" - памятнику морской славы - происходят ежегодные встречи выпускников Морского корпуса 1953 года. Среди однокашников - и капитан-лейтенант Иван Краско. Не дослуживший до высоких чинов, уволенный в самом начале военно-морской карьеры во время "реформы" флота - он подался в артисты. И сегодня - по званию и по значению - стал вровень с адмиралами. Народный артист!
Дачка в Грузино - собственность Ивана Ивановича на шести садовых сотках: маленькая, аккуратная, своими руками выстроенная. Для большой компании, конечно, тесновата - не сравнится с соседским особняком благополучного коллеги по актёрскому цеху.
Иван Иванович на сцене Дома актёра - рассказывает анекдот из собственной жизни: мол, попросился я к своему соседу по даче в машину, подбрось до города! Ну, едем. Проезжаем пост ГИБДД. Милиционер честь отдаёт. Ну, думаю, ладно.
Рассказ продолжается уже от лица другой стороны - гаишников:
"Второй постовой выходит к дороге и первого спрашивает: - Ты кого это приветствовал? - Не знаю, - отвечает первый. - Только большая шишка - у него за рулём сам Михаил Боярский".
"В гостях у дяди Вани" - так называются вечера встреч в Доме актёра.
Театр, телевидение, радио, студенты, съёмки в кино... Благотворительные концерты и чуть ли не ежедневные "общественные встречи" так называемые... Неостановимое колесо жизни. Темпоритмы такие, что и молодому впору пощады запросить! А у Ивана Ивановича как-то само собой выходит везде успевать - и не жаловаться на жизнь, храня бодрость духа. Флотская ли закалка, деревенская ли привычка - или же благоприобретённая десятилетиями актёрского нелёгкого труда самодисциплина? Или чувство полной, абсолютной собственной незаменимости во всех делах человеческих?
По перекату горной сибирской речки уходит вброд крепкий мужик - бандитский атаман Соловьёв из фильма "Конец императора тайги".
Уходит за кордон, унося за спиной тяжёлый мешок. Поди, сокровища уносит - золотишко! мелькает у зрителя мысль. И поднимает винтовку молодой красный командир, прищуривает суровый глаз для выстрела. Но что это? Зашевелился мешок на плечах бандита, показалась из дерюжки белобрысая мальчишеская головка, руки обхватили отцовскую шею... Уходит всё дальше по быстрой воде атаман - и не смеет выстрелить вслед врагу красный командир.
Так неожиданно заканчивается фильм, где атамана сыграл Иван Краско, вызвав непредсказуемую симпатию зрителя на последних метрах ленты.
Год 2004-й... Полуторагодовалый пацан на плечах счастливого отца - Ивана Ивановича Краско. Камера отъезжает, в кадре вся семья: сам Иван Иванович с одним сыном, жена Наталья - с другим, младенцем Фёдором, родившимся накануне Великого поста, в Прощёное воскресенье текущего года.
Жил один мужик... и продолжает жить!